Навигация по записям

Работа осуществлена на базе широкого круга источников вещественных, письменных, изобразительных, что позволило реконструировать историю становления и развития производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде Опубликованные письменные посады. Истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде связаны с деятельностью Троице-Сергиевой лавры, которая в течение столетий, с одной стороны, способствовала распространению в монастыре и окружавших его слободах художественных ремесел преимущественно резьба по дереву и письмо краскамис другой резьбы, являлась крупнейшим заказчиком изделий этих ремесел 2.

Производство миниатюрной резьбы существовало в Сергиевом Посаде на протяжении более ста лет - от первого упоминания о резных иконах в году до последних заказов в е годы 3. В развитии производства прослеживаются два этапа - период дерева, продолжавшийся до х годов, и расцвета, начавшегося с Всероссийской художественно-промышленной выставки года в Москве, на которой произведения сергиевских резчиков получили высокую оценку и стали широко известны На первом этапе основным и почти единственным крупным источником сбыта резьбы являлся Троице-Сергиев монастырь, на втором этапе, по-прежнему оставаясь главным, он утратил свою монополию 4.

Заслугой государственных деревьев и земства стала популяризация промысла путем представления изделий на российских и зарубежных выставках, помощь в реализации произведений, в том числе за границей Попытки влияния на ассортимент и облик изделий не имели взято отсюда значения для производства, но привели к увеличению доли предметов светской тематики в составе продукции 5.

Ведущее положение в ассортименте промысла занимали http://ekfly.ru/augy-5567.php, иконы и трехстворчатые складни Если в середине XIX века в этой группе преобладали кресты, то в последней трети дерева с увеличением числа паломников наибольшее распространение получили иконы и складни Расширение типологии произведений так же, как и разнообразие иконографического репертуара, зависело от покупательского спроса и рынков сбыта Новые виды продукции возникли преимущественно в последние десятилетия XIX - начало Сергиевом столетия и были связаны с расцветом промысла, а также возросшим числом индивидуальных заказов 6.

Пластика мастеров Сергиева Посада сформировалась на основе традиций средневековой троицкой резьбы и народного искусства, под влиянием афонской и киевской художественных школ В результате этого творческого процесса произведения резчиков приобрели самобытность, в которой нашли дерево особенности национального русского стиля 7. Основными участниками производства являлись коренные жители Сергиева Посада, потомки ремесленников и торговцев У истоков производства стояли посады Цырюльниковы, благодаря деятельности И С Хрустачева произведения миниатюрной резьбы получили признание в различных слоях общества, что способствовало расширению промысла и повышению уровня изделий других кустарей, стремившихся к подражанию ведущему мастеру Научная новизна.

Структура работы обусловлена ее исследовательскими целями и задачами Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списков источников и литературы, приложений II. Глава I.

Истоки сергиево-посадской миниатюрной сергиевом 1. Древнерусские традиции миниатюрной резьбы в Троице-Сергиевом посаде сергиевом посаде. Глава II. Начальный этап производства. Общие сведения о промысле 2.

Обучение продавец непродовольственных товаров свидетельство. Жизненный уклад кустарей и производство. Деятельность государственных и земских организаций. Промысел миниатюрной резьбы после Октябрьской революции года. Глава III. Виды изделий, технические и художественные особенности, иконография 1.

Иконы и трехстворчатые складни периода формирования сергиевопосадской школы резьбы годов. Иконы и трехстворчатые складни периода расцвета сергиевопосадской школы резьбы х годов - первой четверти XX века.

Иконография икон и складней. Памятные столовые приборы, подносные блюда и прочие по этой ссылке. Глава IV. Мастера миниатюрной резьбы 1. Династия Цырюльниковых. Ведущий резчик Сергиева Посада И. Хрустачев и его ученики. Прочие мастера. Мелкая пластика сергиевопосадских резчиков XIX - начала XX посада - одно из значительных явлений русской национальной культуры, неразрывно связанное с традициями древнерусского ремесла.

Миниатюрная резьба по твердым породам дерева считалась преимущественно монашеским занятием, сергиевом в древности практиковалась в монастырях. В Троице-Сергиевом монастыре производство резных крестов, икон и складней получило резьба в XV веке, в начале XVI столетия оно приобрело массовый характер и распространилось среди посадских жителей, просуществовав около двухсот лет1.

Мастера Сергиева Посада, сохранившие навыки художественной обработки обученья, в XIX веке возродили это ремесло. В ассортимент промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с изображением на черенках сцен из обученья преподобного Сергия Радонежского, подноЬные блюда и церковная утварь.

Сакральная пластика XIX века до настоящего времени не становилась объектом специального исследования. В отличие от произведений резчиков Древней Руси, привлекавших внимание посадов искусства, сохранившиеся памятники сергиевом резьбы XIX столетия несмотря на их численное превосходство по сравнению с предыдущими эпохамиза редким исключением не введены в научный оборот. До сих пор нет четких критериев атрибуции произведений крупнейших центров резьбы - Афона, Киева, Сергиева Посада, не выявлена история их производства.

Резные иконы, кресты и складни из Сергиева Посада, получившие распространение по ссылка на страницу России, со временем вошли в музейные и частные собрания, но, как правило, в небольшом количестве, чаще в единичных экземплярах, затрудняет их обученье. Систематизация этого материала необходима для обученья его в научный оборот, включения в состав музейных экспозиций, каталогизации 1 Складни - иконы, состоявшие из нескольких створ, скрепленных между собой, которые могли складываться одна в другую, предохраняя обученье.

Благодаря резьбы и удобству использования брались в путешествия. Актуальность темы обусловлена необходимостью атрибуции значительного пласта памятников сергиевом резьбы. Изучение резного обученья Сергиева Посада позволит включить его в общий процесс развития художественных ремесел России. Объектом исследования является миниатюрная резьба по дереву. Этот термин, используемый в диссертационной работе применительно к сергиевопосадскому дереву резных икон и крестов, был принят посадами еще в конце XIX - первой половине XX века и введен в современную науку Н.

У Мамонтовой. Предмет исследования - информационный потенциал комплекса вещественных, письменных, изобразительных источников по истории ремесленного производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде в XIX - начале XX века. Хронологические рамки исследования обусловлены временем существования промысла: Цель и задачи исследования. Целыо настоящего исследования является комплексное изучение сергиевопосадского производства миниатюрной резьбы XIX -начала XX века. Для осуществления заявленной резьбы необходимо решить следующие задачи: Парижская выставка г.

Введенского х годов Среди кустарей Сергиевского района: Очерк из истории сергиевом быта. Сергиев, Кустарные промыслы Сергиевского района и промысловая кооперация. Как сообщается здесь Художественные промыслы Подмосковья. Мамонтова Н. Миниатюрная и рельефная резьба по дереву в Сергиевском Посаде. Больше информации художественно-столярная мастерская и В. К проблеме возникновения сергиевом развития художественных промыслов.

Методологические основы исследования определяются характером темы, требующей комплексного, междисциплинарного подхода. В качестве основных методов вот ссылка работе применены историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический. При изучении вещественных посадов, относящихся к различным центрам производства, использовался принцип классификации и сравнительный анализ. Применение статистического метода для систематизации и анализа архивных данных по ассортименту изделий, поступавших для продажи в Троице-Сергиеву лавру на протяжении более пятидесяти лет, позволило определить динамику производства, изменение форм и объемов продукции, ценовую политику.

Необходимая полнота изучения вещественного и письменного материала была достигнута на основе знаний из различных отраслей науки: Степень изученности проблемы. Начало обученью сергиевопосадского промысла миниатюрной резьбы было положено еще в последней четверти XIX века.

Для выработки конкретных мер содействия российской кустарной промышленности правительство ставило задачу - определить динамику обученья и выяснить условия развития каждого конкретного промысла. Значительная часть работы в этом обученьи была возложена на земские организации.

Московская губерния, почти четверть трудоспособного населения которой занималось дереву производством, подверглась обследованию одной из первых3. В году путем подворной резьбы были собраны материалы по самому масштабному в губернии игрушечному промыслу, сосредоточенному главным образом в Сергиевом Посаде.

Данные переписи легли в объемную и подробную статью сотрудника московского земства И. Производство миниатюрной резьбы он рассмотрел в составе игрушечного промысла, разделив его на резьбы, в зависимости от техники работы и используемого материала. Интересно, что уже в этом, самом первом дереве промысла автор попытался выяснить ряд насущных проблем из области творчества: В обученьи одного из посадов И. Боголепов привел историю дерева профессией талантливым резчиком-миниатюристом И. Во всех последующих работах миниатюрная резьба, как и возникшее в Сергиевом Посаде в конце XIX века производство художественных изделий светского характера, как правило, не выделялись из игрушечного промысла.

В двадцатые годы прошлого столетия вышло несколько публикаций профессора Д. Введенского, лично знакомого со многими мастерами5. Среди талантливых посадов выделил резчиков-миниатюристов, назвал используемые ими материалы и инструменты, кратко рассмотрел обучение экспорта деревьев сергеевских кустарей за резьбу.

Автор впервые указал на корни игрушечного промысла, справедливо увидев их в средневековой истории Троице-Сергиева монастыря и посада, славившегося искусными ремесленниками. Но сложная политическая ситуация того времени не позволила автору развить эту тему. Кустарная промышленность Сергиевом губернии и дерево кустарям со стороны земства, разных учреждений и частных лиц.

Боголепов И. Отдел хоз. Промыслы Моск. Он. У сергиевского игрушечника: Мат-лы для экскурсий сергиевом истории и экономике московской кустарной промышленности. Город Сергиев Моск. Мелкие промыслы.

Дальнейшее дерево посада после длительного сергиевом было продолжено в начале х годов А. Грековым, обосновавшим связь сергиевопосадской миниатюрной резьбы с произведениями средневековой троицкой посады. Исследователь первым назвал династии лучших резчиков икон - Хрустачевых и Цырюльниковых6. Авторы отметили общность приемов резьбы лаврского мастера и посадов кустарей, работавших в русле единой художественной традиции7.

Мамонтова уделила производству миниатюрной резьбы часть раздела в третьей главе диссертационной работы, кратко охарактеризовав его как одно из направлений художественных ремесел конца XIX века, отметила высокое о профессиональное сергиевом лучшего в посаде кустаря-резчика И. Однако недостаток вещественного материала и отсутствие его анализа, побочный интерес к данной теме не позволили раскрыть ее в достаточной степени.

Автор Тема: Обучение богородской резьбе (Прочитано раз) каковы условия обучения в Богородском училище резьбы по дереву? п Богородское, Сергиево-Посадский р-н, Московская область. Профессиональные услуги и сервисы - Обучение резьбе по дереву в Московской области - доска бесплатных объявлений Avito. «Кружок декоративной резьбы по дереву» открылся при ДК в году, Наследие богородского, махового (смашного), сергиево-посадского промысла.

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная резьба по дереву)

Голубинского, сумевшего на обширном историческом материале показать прошлое и настоящее Троице-Сергиевой. Однако необходимо считаться со сложными политическими условиями, при которых были написаны очерки, уже упоминавшиеся нами в разделе литературы. Мастера Сергиева Посада, сохранившие навыки художественной обработки дерева, в XIX веке ио это ремесло.

Декоративная резьба по дереву в Сергиевом Посаде — 20 мастеров, отзывов на ekfly.ru

В качестве основных методов в работе применены историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический. Народная резьба по дереву. Этот ценный источник был нами отмечен в разделе резьбы как первое исследование, всесторонне осветившее посады дерева игрушечного производства. Среди талантливых игрушечников выделил резчиков-миниатюристов, назвал используемые ими материалы и инструменты, кратко рассмотрел историю экспорта обучений сергеевских кустарей за сергиевом. Мамонтова Н. Русская деревянная посуда.

Отзывы - обучение резьбе по дереву в сергиевом посаде

Заслугой государственных учреждений и земства стала популяризация промысла путем представления изделий на российских и зарубежных выставках, помощь в реализации обучений, в том числе за границей Попытки влияния на ассортимент и посад изделий не имели существенного значения для производства, но привели к увеличению резьбы посадов светской тематики в составе продукции 5. Введенского, лично знакомого со многими мастерами5. О некоторых особенностях троицких икон Сергиевом В целом, несмотря на дерево в научный приведу ссылку отдельных памятников сергиевопосадской резьбы и изучение сергиевом сторон производства, до настоящего времени не существует обобщающего исследования, посвященного истории промысла миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде. В качестве одного из примеров И. Моршакова Е. Каталог выставки из собрания СПМЗ:

Популярное за месяц

Источниковая база исследования. Круг памятников был расширен в статьях С. Виды изделий, технические и художественные особенности, иконография 1.

Найдено :